Могилевщина
туристическая
Гастрономический туризм – особое и весьма популярное направление в современном туризме. Знакомство с блюдами народной кухни, способами и приемами их приготовления, традиционными трапезами, народным застольным этикетом, предметами домашней утвари становится важной частью программы пребывания иностранных туристов в нашей стране.
Гастрономический туризм способствует возрождению национальных кулинарных традиций и повышению международной привлекательности индустрии гостеприимства Республики Беларусь.
Гастрономический туризм в Могилевской области Беларуси постепенно начинает занимать заметное место в туристической инфраструктуре региона, что связано как с возрастанием интереса к местной культуре и традициям, так и с развитием самого туризма в стране.
Исторический контекст. Могилевская область имеет богатую кулинарную историю, которая включает в себя традиционные белорусские блюда, а также влияние соседних культур. Это создает уникальную гастрономическую палитру, привлекающую туристов.
Организатор мероприятия: ДУК «Централизованная клубная система Славгородского района»
Место проведения: г. Славгород
Дата первого проведения: ежегодно, с 2012 г.
Региональный фестиваль «Гаспадарчы сыр» проводится с целью развития старинных традиций сыроварения. С 2021 г. гастрономический праздник «Гаспадарчы сыр» расширился и перерос в кулинарный фестиваль «Сырный фест». Фестиваль позволяет сохранять и популяризировать белорусские традиции, рассказывать о богатой культурной жизни.
Главный приоритет на празднике – местный кулинарный бренд – домашние сыры. Для дегустации и продажи предоставляется более 30 видов домашнего сыра на любой вкус: твердые и мягкие, плавленые и творожные, сулугуни и брынза, сырница и сырные лепешки, сладкие и соленые, с различными приправами и наполнителями.
Кроме традиционной ярмарки-продажи домашних сыров с дегустацией, мастер-классами по их изготовлению, на фестивале представляется агротуристическая деревня с угощениями, сувенирной продукцией, катанием на лошадях и знакомством с домашними животными.
Хозяева агроэкоусадеб Славгородского района презентуют возможности по приему туристов, представляют свои локальные туристические продукты, а также угощают блюдами национальной кухни и древними традиционными напитками.
Организуется интересная анимационно-развлекательная программа с концертом местных творческих коллективов и исполнителей, тематическими экскурсиями, играми и конкурсами.
Желающие могут отправиться и в специально подготовленный тур в деревню Лесная. Гости посещают музей под открытым небом Битвы при Лесной, мемориальную часовню и памятник, построенные в честь победы русских войск над шведами в 1708 г., местный святой источник, а также сырную лавку.
Организатор: Отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи Чериковского райисполкома
Место проведения: г. Чериков
Дата первого проведения: ежегодно, с 2017 г.
Ежегодный региональный праздник-ярмарка «День варенья» проходит в Чериковском районе с 2017 года. Конкурс проводится в третье воскресенье августа ежегодно в рамках праздника-ярмарки, приуроченного к православному празднику «Яблочный спас» на открытой площадке районного Дома культуры г. Черикова.
Праздник-ярмарка направлен на сохранение и укрепление традиций приготовления варенья, на поддержку творческой, общественной и культурной активности жителей региона, на укрепление и расширение межрегионального культурного сотрудничества.
Начинается праздник шествием Королевы варенья. Продолжается театрализованной концертной программой – «Самый сладкий праздник лета».
В программу мероприятия включено проведение регионального конкурса «Праздник варенья». В сладких баталиях принимают участие команды учреждений, организаций и предприятий и индивидуальные участники г. Черикова и Чериковского района, а также из других районов Могилевской области, которые представляют широкий ассортимент варенья на любой вкус.
Конкурс проводится по номинациям: «Самое лучшее варенье», «Бабушкино варенье» – по старинному рецепту, «Варенье – лучшее лекарство» – самое полезное варенье, «Новый вкус» предполагает собой выявление экзотического вкуса и цвета варенья.
Помимо варенья участники представляют самые разнообразные кулинарные изделия: напитки, фиточаи, душистый мед и пироги с разнообразными фруктовыми и ягодными начинками.
День варенья — это настоящий пир сладкоежек и любителей экзотических вкусов. На каждом празднике можно попробовать более 100 видов варений по семейным и авторским рецептам. Каждый год свои кулинарные шедевры представят более 20 команд. Они готовят варенья из лисичек, картофеля, травы мокрицы, бананов, шиповника, пионов.
Также в широком ассортименте представляются и традиционные вкусы. Малина, черешня, крыжовник, клубника, вишня, слива с шоколадом, банан, мандарин, овощи. Участники представляют варенье, приготовленное по семейному рецепту, передаваемому из поколения в поколение.
Жюри оценивают вкусовые качества готового продукта, оригинальность рецептуры, подачу, а также обращают внимание на соответствие угощения принципам здорового питания. Команда не просто готовят дегустацию, но и презентуют свое варенье с песнями, театрализацией и тематическими костюмами.
Все желающие могут насладиться различными театрализованными и концертными программами, тематическими площадками. Организуется музыкально-развлекательная программа для гостей, концерты с участием творческих коллективов Костюковичского, Краснопольского и Могилевского районов. Также для зрителей и гостей праздника работают веселые аттракционы, игровые площадки для детей, торговые ряды.
Завершающим аккордом праздника становится подведение итогов конкурса и вручение наград.
Организатор: ГУК «Централизованная клубная система Шкловского района»
Место проведения: г. Шклов
Дата первого проведения: ежегодно, с 2006 г.
Региональный праздник «День огурца» ежегодно проходит в августе в городе Шклове Могилевской области. Праздник проводится с 2006 г. и посвящен сбору летнего урожая.
Жители Шклова считают свой город самым «огуречным» в Беларуси. Шкловчане любят огурцы и выращивают их в невероятных количествах, знают сотни рецептов блюд от огуречного варенья и настоек до всевозможных консерваций.
В городе установлена бронзовая скульптурная композиция «Огурец», который стал своеобразным талисманом города.
Автором памятника огурцу является известный могилевский скульптор Андрей Воробьев. Именно он в 2007 г. создал скульптуру огурца, которая привлекает внимание гостей и жителей Шклова. С тех пор памятник успел стать одним из символов города и вошел в городской фольклор. Поверье, распространенное как среди местных жителей, так и среди туристов, гласит, что надо потереть карман огурца, чтобы обеспечить себе финансовое благополучие. Круглый год возле скульптурной композиции «Огурец» собираются жители района, чтобы отдать ему дань уважения.
День огурца традиционно начинается ярко и увлекательно – с костюмированного шествия и театрализованного представления. Каждый год организаторы праздника придумывают что-то новое и необычное.
На территории городской гимназии организуется зона праздничного гастрофеста: тематические площадки, торговые ряды и подворья. Огуречная атрибутика присутствует на празднике в огромном количестве. Огурцы представлены во всех видах – вязаные и вышитые, нарисованные и напечатанные, настоящие и бутафорские.
Участники праздничного мероприятия приглашают гостей в свои красочные подворья, проводят мастер-классы по художественной резьбе на овощах и засолке огурцов по «бабушкиным» рецептам.
Роллы, пирожные и торты из огурца, выпечка на огуречном рассоле, экзотические напитки, малосольные изыски и всевозможные виды блюд на любой вкус из помидоров, баклажанов может продегустировать любой желающий.
Помимо этого, на каждой площадке присутствует свой неповторимый огуречный персонаж: поварята-огуроши, огуречные молодожены и даже огурцы-обереги.
В рамках феста проводятся разнообразные конкурсы и состязания: на самый оригинальный огуречный подворок, самое лучшее огуречное блюдо, самый оригинальный овощ, самый яркий огуречный костюм.
Для гостей и участников подготовлено много сюрпризов, в том числе спортивно-игровые площадки, выставка-продажа изделий декоративно-прикладного искусства, город мастеров, фотозоны, конкурсы и квесты, различные интерактивы, дискотека и фестиваль красок.
Уезжая из этого небольшого, но очень уютного и доброжелательного города Шклова каждый гость увозить с собой сувениры, новые рецепты и отличное настроение.
Организатор: ГУК «Централизованная клубная система Быховского района»
Место проведения: г. Быхов
Дата первого проведения: ежегодно, с 2022 г.
В целях фестиваля возрождение и сохранение традиций национальной кухни, приготовления драников и блюд из картофеля, как элемента нематериального историко-культурного наследия Республики Беларусь; продвижение территориального брэнда Быховского района на основе национальной кухни; повышение туристической привлекательности района; организация досуга населения. Участники фестиваля примут участие в трех конкурсах: конкурс на скоростное приготовление драников «Драник-баттл»; конкурс «Картофельный банкет»; конкурс «Картофельный разгуляй». В рамках фестиваля пройдут выставка-продажа сувенирной продукции мастеров и умельцев декоративно-прикладного творчества, выставка продажа разных сортов картофеля и овощной сельскохозяйственных организаций, мастер-классы, работа детских игровых площадок, выставка сельскохозяйственного оборудования.
Локальные особенности кухни Поднепровья проявляются в отличии названий и методов приготовления блюд, характерных для белорусской кухни. Продукты растительного происхождения использовались для приготовления вареных и тушеных блюд. Мясо варили (запекали) целым куском. Все запеченные блюда из мяса или птицы назывались «пячыста» и являлись праздничными.
Отличают белорусскую кухню от всех других также приварки и заколоты, закрасы и «присмаки». Закраса – заправка из внутреннего свиного жира, который растирали с чесноком, солью и приправами. Для ее приготовления существовал специальный сосуд – макотер. Своей формой он напоминал горшочек с выпуклыми боками и прямым горлышком. На Могилевщине закрасу делали из свежего внутреннего жира и хранили долгое время в оболочке, снятой с жира. Добавляли закрасу в капусту, борщ, щавель. На Быховщине закрасой называли также горох, фасоль и боб, которые добавляли в редкие блюда.
Приварок – редкое блюдо из бураков или капусты, которое подавали к хлебу. Овощи употребляли как свежие, так и кислые. Блюдо из свежих бураков или капусты имело название приварок, а из кислых – борщ. В конце XIX века его готовили без добавок, в роли добавок выступали грибы, рыба и картофель. Для загущения использовали заколоты – разведенную в воде муку.
Белорусская кухня является одной из древних кулинарий в Европе. Об этом свидетельствует огромное количество блюд из муки, в том числе и из овсяной. Наиболее простой едой было толокно. Овес парили в печи до выкипания воды, после сушили в верхней части печи. Высушенное зерно толкли в ступе, просеивали в деревянных корытцах, а затем мололи и просеивали через густое решето. Перед употреблением муку замешивали холодной подсоленной водой. На территории Беларуси толокно отличалось по густоте. На Поднепровье блюдо было густым и ели его ложками.
Древним блюдом является также овсяный кисель, упоминание о котором мы находим в «Лаврентьевской летописи». Для его приготовления использовали овсяные отруби. Вечером отруби заливали теплой водой и ставили в печь. Утром процеживали и варили густую массу. Употребляли с растительным маслом и сытой. Из овсяного отвара варили кисель.
Особенным блюдом белорусов Поднепровья был кулеш. Его варили из разведенной в воде гречневой муки. Для его приготовления использовали «латку», которая представляла собой нечто среднее между горшком и миской.
Из ржаной муки готовили кулагу. Причем по древнему рецепту жито сначала замачивали, пока оно не прорастало. Полученный солод сушили и мололи на муку. Солодовую муку запаривали в горшке кипятком, ставили в теплое место, пока она не начинала бродить. Потом горшок плотно закрывали и ставили в теплую печь. Использовали обычно холодной с хлебом, а позже с картофелем. На Мстиславщине кулагу готовили из овсяной муки.
Летом в качестве дополнительных компонентов использовали разные ягоды и овощи. Нередко ягоды были основной частью кулаги. Их парили в горшке в печи, потом растирали, добавляли муку, мед и ставили доходить в печь.
Разнообразными в Поднепровье были блюда из теста. Самой простой по приготовлению была затирка. Для ее приготовления использовали ячменную и гречневую муку, зажиточные крестьяне – пшеничную, которую перетирали с водой «на крупки». В праздничные дни добавляли яйцо. Затирку засыпали в кипяток и варили до загустения. Перед подачей на стол – заправляли.
Традиционным мучным блюдом Поднепровья были галушки. На востоке Могилевщины бытовало название «клецки». О древности блюда косвенно свидетельствует тот факт, что клецки были поминальным блюдом в данном регионе. О человеке, который долго и тяжело болел, говорили: «Клецки ему».
Тесто для галушек мешали из гречневой или пшеничной муки на воде и раскатывали на шарики. Потом отваривали и подавали с поджаркой или сметаной. Иногда галушки заливали молоком. В конце XIX века клецки стали готовить из тертого картофеля. На Быховщине блюдо называлось «пышки». С начала использовали гречневую муку, в конце XIX века тесто делали из тертого картофеля и муки. Готовили пышки с начинкой из толченой конопли или без.
В праздничные дни на столе белорусов южной части Могилевской губернии появлялись вареники. Крутое тесто замешивали на воде или молоке из пшеничной или гречневой муки. Потом отрывали кусочки, раскатывали в кружок и заворачивали в него начинку из отварных грибов. На праздники Варвары и Николая Угодника вареники изготавливали с льняным семенем и маком. Варили их в подсоленной воде, а потом запекали.
На западе Могилевщины похожее блюдо называлось «ушки». В качестве начинки использовали сало, сыр, лук, грибы. Подавали в виде жидкого блюда или запеченного. В начале XX века, в связи с миграцией белорусов на восток Российской империи и их частичным возвращением на малую родину, на территории Беларуси появились ушки с мясной начинкой. Название «пельмени» закрепилось за изделием в 30-х годах XX века.
Древним мучным блюдом Могилевщины были ломанцы. Их выпекали пресными из пшеничной муки, а потом ломали на куски. Блюдо подавали с тертым маком, конопляным или льняным семенем на постную кутью. В XVIII веке шляхетская кухня переняла моду на макароны, и в Беларуси распространилась лапша из пшеничной муки.
Традиционным мучным изделием белорусской кухни являются блины. В зависимости от использованной муки блины можно разделить на повседневные, праздничные и обрядовые. В повседневной жизни блины выпекали из овсяной муки, тесто для них ставили с вечера. На праздники готовили гречневые блины или ржаные. Обрядовыми, поминальными считались блины из пшеничной муки. Муку замешивали на сыворотке, кислом молоке или на воде. Выпекали блины «сухими», смазывая сковороду кусочком сала.
Горячие блины смазывали салом, на стол подавали также поджаренное сало, сметану, размешанный с молоком творог, мед, а в праздничные дни – верещаку. На остальных территориях это блюдо известно под названием «мачанки» и отличается способом приготовления. На Могилевщине вместе с колбасой жарили свиные ребрышки и кусочки сала, заправляли мучной заправкой, добавляли ароматные приправы и ставили в печь.
Традиции выпекать маленькие блинчики – оладки – на Поднепровье не было. Они появились в быту зажиточных крестьян только в начале XX века. Как и блины, пекли их на смазанной салом сковороде. Для теста использовали пшеничную муку. В то же время стали готовить и тоненькие пшеничные блинчики, которые пришли к нам из польской кухни. Для приготовления теста муку смешивали с крахмалом, разбалтывали в воде или молоке на редкое тесто, добавляли яйцо. На сковороду тесто наливали тонким слоем, только чтобы закрыть ее дно. Сначала начинкой для блинчиков служил творог. Позднее в блинчики заворачивали мак, мятые ягоды, мед, варенье, жареное сало. Если блины делали без начинки, то их складывали вчетверо и складывали в горшок, заливали сметаной или маслом и ставили в печь. Ели также с медом или вареньем. Оба блюда были праздничными и встречались на столе зажиточных крестьян.
Из неподнявшегося теста делали сковородники (лепешки). Выпекали их на сковороде, отсюда и название. Сковородники брали в дорогу, а также в поле, на сенокос. Иногда сковородник, перед тем как поставить в печь, смазывали толченым маком или жареным луком.
На Славгородщине из хлебного теста выпекали толстые блины, которые назывались блинчики. На Быховщине в тесто из ржаной муки добавляли отварной картофель и выпекали опресноки (лепешки).
До середины XIX века на севере Могилевской губернии выпекали бабы. Делали их из сдобного теста, в которое клали более десятка яиц. Баба получалась пышная и высокая. Для ее выпечки существовала специальная керамическая форма, которая так и называлась – форма для бабки.
Древнее происхождение имеют и блюда из крупы: каша и крупяной суп. Для их приготовления использовали гречневые, пшенные и ячменные крупы. На Поднепровье ячменную крупу назывались перловка. Крупяной суп – редкое блюдо, которое готовили с добавками и без них. В роли добавок часто использовали грибы или мясо, редко – речную рыбу. В конце XIX века появился крупяной суп забеленный – молочный суп из круп. Способ приготовления очень простой: крупу (часто с фасолью) томили в печи, а при подаче на стол заливали молоком.
Жители прибрежных мест употребляли уху из мелкой и даже крупной рыбы. На праздники на столе зажиточных крестьян появлялась жаренная с луком рыба.
Значительное место в народной кулинарии занимали овощи – капуста, свекла, морковь. О капусте и борще (приварки к хлебу) речь шла ранее. Из моркови готовили похлебку. Для этого вареную морковь растирали и заливали молоком, иногда добавляли муку. Во второй половине XIX века аналогичным способом готовили тыкву. В 30-х годах XX века вместо муки стали использовать крупу, и блюдо получило название «тыквенная каша».
Нельзя обойти вниманием картофельные блюда. Картофель распространился на территории ВКЛ в начале XVIII века, но только в конце века сложились особенные картофельные блюда национальной кухни. Сначала картофель употребляли в отварном виде, заправляя жареным салом, маслом, грибами.
Обычай использовать для приготовления тертый картофель заимствован из Германии. Отличительным блюдом Поднепровья были драники, которые выпекали большими, на всю сковороду. К драникам готовили макание – сало, жаренное с луком, сметану, а также верещаку. Пекли их обычно утром, на сухой сковороде, как обычные блины. Драники, которые оставались от завтрака, складывали в горшочек, заливали растопленным жиром или маслом, сметаной и ставили в печь, в легкий дух. Блюдо было распространено среди шляхты и зажиточного крестьянства.
В мае 2022 г. на заседании Белорусской республиканской научно-методической рады по вопросам историко-культурной наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь элементу “Стравы з тарканавай бульбы – дранікі, бульбяныя бліны, бабка і блюда іншыя – традыцыі прыгатавання і ўжывання” присвоен статус историко-культурной ценности.
Хотя отличительным блюдом белорусской национальной кухни является картофельная бабка, на Поднепровье она стала распространяться только в первые десятилетия XX века. Для бабки тертый картофель заправляли жареным салом, мясом с луком или колбасой, добавляли специи, ставили в печь в горячий дух. На стол подавали с молоком, сметаной, настоем из брусники, клюквы, березовым соком.
Особенностью мясных блюд белорусской национальной кухни является преимущественное употребление свинины и значительно меньшее баранины и говядины. Очень редко употреблялось мясо домашней птицы.
Традиция изготовления колбас также пришла к нам из Германии. Для колбасного фарша измельчали мясо и сало, добавляли перец, чеснок и лук. Сначала колбасы подвешивали возле печи, чтобы подсохли, а потом выносили в кладовую. Киндзюк получался, когда колбасным фаршем начиняли свиной желудок.
В Могилевской губернии киндзюком называли желудок, начиненный гречневой кашей с жареным салом. Ливер использовали для изготовления «вантрабянки» (колбасы, сделанной из внутренностей).
Яйца в традиционной кухне употреблялись для приготовления яичницы-колотухи. Яйца (3-4 шт.) взбивали с мукой (2 ст. л.) и разводили молоком (0,5 л). Массу выливали в глиняную посуду и ставили в печь, в легкий дух. Такая яичница-колотуха являлась праздничным и обрядовым блюдом.
В конце XIX века на Быховщине пастушки лакомились «поп-корном». Зерно кукурузы раскладывали возле костра, зерна трескались и принимали необычайную форму. Блюда называли «баранчики».
Отличительной особенностью белорусской кухни является приготовление кваса на основе сока (березового, кленового, из клюквы и брусники). На Поднепровье для приготовления березовика или кленовика в сок добавляли ржаные сухари, которые использовались также для хлебного кваса. Тесто для них кисло на протяжении 2-3 дней. После чего выпекали хлеб, который разрезали на куски и сушили. Сухари заливали холодной водой и оставляли на неделю.
На Могилевщине на основе хлебного кваса изготавливали медовик: в готовый квас добавляли вощину и оставляли еще на несколько дней.
Можно отметить, что кухня Поднепровья в конце XIX века, с одной стороны, имела общие черты белорусской национальной кухни, а с другой – заимствовала технологии приготовления блюд этнических групп, которые проживали на данной территории.
Источник: Могилевская областная библиотека